Научиться дружить: что главное в школе

В связи с запуском на «Полит.ру» проекта «Первый класс-2012» мы продолжаем публиковать интервью с родителями и экспертами в области образования. Семейный психотерапевт, кандидат психологических наук и основатель Общества семейных консультантов-психотерапевтов Анна Варга уверена, что главное в школе — комфортная атмосфера и возможность завести хороших друзей. О том, почему детям на первом этапе необходимо создавать «тепличные условия», она рассказала в беседе с «Полит.ру».

«Полит.ру»: В этом году власти Москвы впервые составили официальный рейтинг столичных школ. В его основу легли два критерия – успехи школьников на олимпиадах и результаты ЕГЭ. Насколько это объективно, какой бы параметр оценки вы еще включили?

Анна Варга: Школы можно по разным критериям оценивать. Что мы ждем от школы? Что она должна делать прежде всего – учить, обеспечивать безопасность, создавать психологический климат? Ведь это важный вопрос. На мой взгляд, ЕГЭ не является объективным способом оценки тех знаний, которые дает школа. Мы все знает, как там все устроено.

Я вообще считаю, что совеременная система образования не может хорошо учить, что она неадекватна задачам современной жизни. Школа пытается вложить в ученика некую сумму знаний, но, на мой взгляд, этого недостаточно. Ребенка надо учить искать информацию, анализировать информацию и презентировать информацию. Но школа этому не учит. Поэтому, мне кажется, не стоит ориентироваться только на образовательные достижения.

«Полит.ру»: А на что стоит?

Анна Варга: Я думаю, в первую очередь надо следить за тем, чтобы в школе было безопасно, чтобы там была хорошая атмосфера и чтобы ребенок с удовольствием туда ходил.

Психологическая атмосфера школы — вот что самое главное, особенно для первоклассников.

Ведь познавательная мотивация разрушается очень легко. Если в школе подчеркивается принцип соревновательности, присутствует ярко выраженный дух конкуреции и при этом педагог не учит детей дружить, я это не приветствую.

«Полит.ру»: Но не получится ли тогда, что дети окажутся в совершенно тепличных условиях, если приоритетным для родителей будет комфортное пребывание ребенка в школе?

Анна Варга: А почему бы и нет? Почему не должно быть тепличных условий в этом возрасте? Вот у вас младенец, вы знаете, что к году он должен научиться ходить — вы же не будете его ставить на ножки в два месяца, у него должны еще косточки окрепнуть. Вы создаете ему тепличные условия.

Сейчас у многих детей плохая социальная ситуация — они не ходят в сад, сидят с няней, соответственно, им сложнее общаться со сверстниками, поэтому в первый год обучения ребенок должен просто хорошо себя чувствовать в школе, больше общаться с другими детками.

«Полит.ру»: Что вы думаете про курсы, которые организуются при школах? Посещение их не является обязательным, но как правило гарантирует поступление ребенка именно в это учебное заведение. Кроме того, зачастую такие курсы платные и стоят немалых денег.

Анна Варга: Сложный вопрос. Если школа популярная и многие хотят туда попасть, то абсолютно нормально, что в ней существует система предварительного наблюдения за детьми. Я вообще не слышала о случаях, когда ребенок ходил на курсы и потом его в эту школу не брали.

В принципе,

должна быть немного другая ситуация – когда не только школа оценивает, но и ты оцениваешь школу и в процессе подготовительных курсов решаешь, подходит она твоему ребенку или нет.

А сейчас получается так, что именно школа выбирает себе детей, и это травматичная ситуация.

«Полит.ру»: Травматичная не столько для детей, сколько для родителей?

Анна Варга: Конечно, но ребенок заражается эмоциями родителей. Если они волнуются, то и ребенок травмируется, ведь его эмоциональное развитие поисходит в сцепке с эмоциями родителей.

«Полит.ру»: Что для вас было определяющим при выборе школы?

Анна Варга: Моя старшая дочь ходила в школу еще во времена Советского Союза — ближайшей к нам была английская школа, вот она туда и пошла. Школа была фиговая, честно говоря, и она в 6 или 7 классе сама перешла в 57-ю школу, так как у нее были способности к математике. Мой младший ребенок пошел учиться во времена перестройки, и тут мы уже ориентировались на то, чтобы ему было комфортно. Действительно, у него в школе было много друзей, они прекрасно общались, но знаний больших ему не дали. Зато он до сих пор ходит туда 1 сентября на встречи с одноклассниками и учителями, хотя уже университет закончил.

Вот все нервничают по поводу школы, но на самом деле — это очень маленький кусочек жизни человека.

Не надо думать, что там происходит что-то запредельно важное, это только тревогу повышает. Ребенок в школе должен прежде всего научиться дружить.

Конечно, желательно, чтобы он научился учиться, но, когда он что-то заучивает наизусть или решает задачки, этого не происходит. Должна быть специальная мотивация, ребенку должно быть интересно, увлекательно, азартно. А если он испытвает тревогу, это душит все, не будет никаких успехов.

«Полит.ру»: Но некоторые дети в атмосфере конкуреции весьма комфортно себя чувствуют — постоянно тянут руку, хотят ответить быстрее своих одноклассников, чтобы больше пятерок получить.

Анна Варга: Атмосфера в классе на 99 процентов зависит от педагога. Если он приветствует конкуренцию, но при этом все сделано весело и не обидно для учеников, без всяких списков лучших и худших, то тогда, может, в этом ничего страшного нет. Неправильно говорить: «Вася хороший, а Петя — плохой». В психологии давно известо, что

ребенка надо сравнивать не с другими детьми, а с его собственными достижениями. «Вчеры ты этого не умел, а сегодня уже научился», – вот правильное сравнение. Нельзя сравнивать Петю с Васей.

«Полит.ру»: В какую школу вы бы никогда не отдали своего ребенка или что является безусловным показателем к смене школы?

Анна Варга: Школьная травля. Если ребенка намеренно обижают, если он стал козлом отпущения, школу надо менять. Только не должно быть негативного фона, необходимо перед уходом мирно разрешить ситуацию, поговорить с родителями, учителями. Если в школе один раз была система травли, это впоследствии повторится. Даже если не вашего ребенка будут травить, он может сам стать преследователем или останется бессильным наблюдателем. Это очень нехороший опыт.

«Полит.ру»: Когда в школе происходит травля, ее причиной является атмосфера учебного заведения или наличие каких-то отдельных неуправляемых учеников, которые издеваются над одноклассниками?

Анна Варга: В младших классах учитель легко может эту травлю прекратить. Если он этого не делает, значит,

травля в детском коллективе является отражением плохой атмосферы в учительском коллективе.

Знаете, как говорят: «Больные в сумасшедшем доме беспокойны, когда в ординаторской конфликт». Вот в школе такая же ситуация.

«Полит.ру»: В первую десятку официального рейтинга вошли хорошо известные родителям и представителям педагогического сообщества учебные заведения. Например, 57-я школа, которую вы упомянули, заняла второе место. Соответственно, этим школам достанется и большее финансирование.
Правильно ли материально поддерживать и без того лидеров, как тогда заявить о себе простым школам?

Анна Варга: Если школа получает деньги, и при этом есть контроль за тем, как она их тратит, ничего плохого я в этом не вижу. С другой стороны, мы исходим из позиции, что государство должно помогать и занимать патерналистскую позицию. Я в этом совсем не уверена. Школы и сами могли бы, мне кажется, как-то менять свое существование. Вот есть менее успешные школы, которые работают с трудным контингентом. Так никто им не мешает организовываться самим, обсуждать свои проблемы, думать, как изменить ситуацию, а не сокрушаться по поводу того, что 57- школу поощрят и обласкают и она будет еще лучше работать, а остальные такие бедные. Школа — это же целый живой организм, дело не только в обучении. Менее успешные школы, например, могут организовать интересную внеклассную работу. 57-я школа стала успешной не за счет лоббирования, там очень творческий директор, который подобрал прекрасный учительский коллектив. В школе на Таганке, где учился мой сын (это была авторская школа), вообще не было профессиональных учителей — там были не педагоги, а специалисты-предметники.

«Полит.ру»: Уже сейчас школы ведут диалог с родителями через Интернет — вводятся электронные журналы, учителя начинают общаться с родителями по электронной почте. Скоро, наверное, и родительские собрания будут проводиться по Skype. Как вы относитесь к этим нововведениям?

Анна Варга: Очень хорошо. А куда деваться? Мы же движемся в сторону компьютеризации. Было бы неплохо, если бы и домашние задания можно было в интернете посмотреть. Вот у моего внука три четверти класса болеют, и он в том числе. И вот, чтобы узнать домашние задания, начинается перезвон: «А что задавали?». Если бы учитель выкладывал задания в интернет, было бы удобнее.

«Полит.ру»: Приветствуете ли вы планирующийся переход на электронные учебники?

Анна Варга: Приветствую, любую компьютеризацию я приветствую. Вот вы поднимали когда-нибудь портфель, который дети в школу таскают? Если все учебники будут в планшетнике, то и слава богу.