ОП предлагает ввести продовольственные карточки

Эксперт оценил предложение Общественной палаты ввести продовольственные карточки.

Щекотливая тема введения продовольственных карточек время от времени то тонет, то всплывает во властных коридорах. Ее щекотливость обусловлена во многом ассоциациями с не столь давним временем заката советской власти и тяжелых послевоенных лет. И само словосочетание вызывает отторжение.

Хотя бедность – и не порок, но ее традиционно стыдятся. Предложенная в очередной раз Общественной палатой РФ мера целевой финансовой поддержки малообеспеченных семей как бы напоминает и народу, и власти, что в стране существует весьма немалая доля граждан, которые вынуждены тратить на пропитание свыше половины своих доходов. Речь, понятно, идет не о каких-то сверхзапросах вроде потребности в бокале вина на каждый завтрак, форели на каждый ужин и икры хотя бы раз в неделю. Скорее тут нужно говорить о стандартном наборе – пусть и поразнообразнее, чем предложен в нелепой «потребкорзине», но все же без излишеств.

Тем не менее, до сих пор все предпринимаемые попытки как-то формализовать процесс адресной помощи малоимущим и выразить ее в виде той же «продовольственной карточки» (беру в кавычки умышленно, поскольку аналогия с послевоенными карточками тут очень отдаленная) находили весьма прохладный отклик в общественном мнении, что, вероятно, можно объяснить не столько живой памятью о голодных временах, сколько укоренившемуся коллективному недоверию к самым благим инициативам. Это недоверие, отметим, оправданно более чем, поскольку расхожий афоризм про благие намерения, которыми выстлана дорога в известное место, как нельзя более точно описывает нынешнюю «реальную политику».

Однако любые объяснимые предрассудки и опасения не отменяют и необходимости как-то избавить хилые бюджеты малоимущих граждан от тяжелой «продовольственной части». Тем более для власти было бы неплохо хотя бы «проговорить» этот момент в предвыборную пору – пору щедрости и настоящих чудес. Так что есть некоторые основания предполагать, что в очередной раз вытащенная с пыльной полки инициатива с введением продовольственных дотаций (полагаю, разумнее было бы властным пиарщикам отказаться от отталкивающего и к тому же некорректного термина «продовольственная карточка) будет внедрена в жизнь с некоторым нажимом на общественное мнение. Основной же вопрос, как показывает жизнь, касается не формы, а содержания. Как именно благое намерение поддержки малоимущих будет претворено в жизнь.

И тут есть море вопросов. Например, насколько предлагаемая сумма дотации будет соответствовать реальной, а не выведенной для внутренних росстатовских нужд потребительской продуктовой корзине пенсионера. Унификации избежать, конечно, не удастся, однако не станут ли рассчитывать сумму помощи из учета «килограмма гречки в месяц»? И неважно, ешь ли ты только ее и тебе нужно ее килограммов пять, или вообще терпеть не можешь: посчитали – ешь. Такой подход неминуемо превратит дотацию в фарс, которым является рассчитанная каким-то изощренным шутником «потребительская корзина»

Следующий вопрос – соответствие предлагаемой помощи реальному росту инфляции, а не тому, что рисует Минфин. Собственно, в Общественной палате поднятая тема дотаций и была обусловлена как раз той самой «не нарисованной» инфляцией, которая ощутимо бьет по карманам граждан с небольшим достатком. Между тем уже за период с января по июнь 2011 года она составила 5,2%, а за год – 13,4%, при этом за первые пять месяцев 2010 года рост цен составил 4,8%. В этом свете совершенно очевидным становится простое требование к дотации: она прежде всего не должна быть фиксированной, и ее размер должен из месяца в месяц повышаться «с опережением» опубликованных данных по инфляции, поскольку самые приближенные к жизни цифры очевидно не учитывают всех нюансов, неизбежных в условиях бушующей либерализации цен.

Немаловажен и следующий момент. Выдвигая идею внедрения «продовольственных карточек», Общественная палата устами ее спикеров предложила поддержать не только малоимущих граждан, но и отечественного производителя. Тут, опять же, нет ничего революционного. Принятая в 2010 году Доктрина продовольственной безопасности, которая, к слову, прямо отмечает необходимость поддержки малоимущих, говорит и о необходимости поддержки отечественного производителя. И вряд ли тут отыщется хоть один разумный оппонент.

Однако здесь можно развернуть обширную дискуссию на тему критериев «отечественности», когда российские предприятия производят продукцию полностью либо частично из импортного сырья. Это касается, например, мясной продукции. С большинством фруктов, теми же цитрусовыми, судя по всему, малоимущим гражданам также придется распрощаться – если только не оплачивать их сверх установленного лимита.

Да и посмотрим правде в грустные глаза: отечественный производитель, увы, не всегда щадит родного потребителя. Грустный нонсенс: порой отечественные молоко и мясо на нашем рынке дороже импортируемых из СНГ или Европы. Может быть, не переставая быть патриотами, всего лишь умерить аппетиты отдельных фермеров? Российские цыплята дадут фору и «ножкам Буша», и бразильским бройлерам. Но быть пенсионером и гурманом одновременно в современной России – дело, увы, безнадежное.

Перспективы введения в России практики целевых дотаций на питание для малоимущих граждан в беседе с обозревателем KM.RU оценила президент группы компаний «Авис» Наталья Яковлева:

– Любые социальные меры должны быть включены в бюджет России. Прежде всего нужно разобраться, если ли у правительства РФ средства на программу целевой финансовой поддержки граждан, которую предлагает Общественная палата. Безусловно, помогать малоимущим гражданам – задача государства, и необходимы конкретные меры и действующие программы. Но как управленец отмечу, что на подобную поддержку должны быть соответствующие статьи расходов в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ.

Чтобы накормить нашу огромную страну, нужно многократно усилить сельскохозяйственное направление, потому что по многим продуктам мы не обеспечиваем сами себя. Крайне низкие показатели по производству мяса, в основном прилавки заполнены импортными продуктами. За короткий период времени сложно произвести продукции в 2-3 раза больше, чем есть у нас сейчас. В этой связи, если мы планируем запустить программу продовольственной поддержки граждан, то, в любом случае, нам придется закупать большой объем продукции у наших импортеров. Параллельно с этим мы должны усилить аграрно-промышленный комплекс и стремиться к увеличению производства отечественных продуктов питания, чтобы соответствовать утвержденной доктрине продовольственной безопасности РФ.