Россия и ислам: иной – бороться или принять?

В Институте философии РАН прошёл семинар-обсуждение книги «Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема», сообщает Информационная служба Свято-Филаретовского института.

Представитель другой культуры — всегда проблема. Когда мы путешествуем, мы часто испытываем дискомфорт, отчуждённость, нам бывает сложно вступать в общение. То же происходит, когда у себя дома мы встречаемся с представителем другой культуры, особенно остро эта проблема встаёт, если «чужие» постоянно живут рядом. Что делать в этой ситуации: воспринимать её как данность, бороться с «чужим», пытаться сделать его своим, искать в этой ситуации новые открывшиеся возможности познания себя и мира?

Эти и другие вопросы, связанные с социальными, антропологическими и религиозными различиями между людьми, принадлежащими к разным культурным мирам, обсуждали на семинаре в Институте философии. Во встрече приняли участие авторы монографии «Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема», а также преподаватели и научные сотрудники Института философии РАН, Института восточных культур и античности РГГУ и факультета религиоведения Свято-Филаретовского института.

Тема инаковости и её преодоления не может быть отнесена к чисто теоретическим. Андрей Игнатьев, доцент РГГУ и СФИ, сразу перенаправил дискуссию в практическую плоскость: «Инаковость как предмет исследования — это ловушка. Истинно инаковое не может быть положено в мысли, и тем более не может быть предметом дискурса. Истинно инаковое может быть только предметом аффекта, и аффекта негативного». Любой человек приведёт не один бытовой пример, демонстрирующий серьёзность и болезненность этой темы.

«Идея проекта возникла в 1998 году, — поделилась с участниками семинара один из авторов книги, кандидат культурологии, сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ Ольга Бессмертная. — Тема родилась в обсуждении понимания культуры как возможности общения и возникающих в связи с разницей культур проблем в общении».

Ценно, что в книге делается серьезный акцент на герменевтике, т.е. на осмыслении применяемой в исследованиях методологии, её возможностей и ограничений. На это обратила внимание собравшихся зав. кафедрой Священного писания СФИ Лариса Мусина: «Стремление понимать изучаемый материал изнутри него самого ведёт к более глубокому постижению действительно иного и неизвестного и в то же время отрезвляет, даёт возможность видеть границы достижимого на данный момент».

Обсуждение не обошло и тему диалога с исламом — был поднят вопрос о современном восприятии ислама в России. В монографии представлены существовавшие на разных исторических этапах развития России подходы к восприятию мусульманского мира: рисующие ислам как порождение искаженной, болезненной религиозности или, наоборот, попытки понять его как другой религиозный опыт, который нуждается в изучении и понимании. «Какой подход преобладает сейчас?» — задал вопрос профессор СФИ Александр Копировский.

По мнению сотрудника сектора философии исламского мира ИФ РАН д.филос.н. Ильшата Насырова, «мусульманская община в современной России — глубоко неоднородна. Правильнее говорить об этнических общинах, традиционно исповедующих ислам, идентифицирующим критерием которых выступает именно национальный, а не религиозный фактор».

Говоря о преодолении инаковости как ощущения чуждости, в том числе в христиано-исламском диалоге, профессор СФИ Давид Гзгзян подчеркнул, что в таком разговоре важна конкретика: решающее значение имеет то, какие христиане и какие мусульмане будут взаимодействовать. Преодолеть инаковость можно, только понимая, что подлинный интерес к иному — это в конце концов интерес к себе. Сейчас, однако, налицо серьёзный дефицит такого интереса.

В заключение обсуждение вышло на антропологический и богословский аспекты проблемы инаковости. Подводя итоги обсуждения, ведущий научный сотрудник и преподаватель РГГУ, доцент СФИ Алексей Журавский призвал помнить, что с инаковостью сталкивается каждый человек. Даже Бог в нашей жизни первоначально появляется как Иной, перед Кем мы испытываем ужас. Тема инаковости для любой гуманитарной, да и не только гуманитарной науки поистине фундаментальна.