“Три дня в аду” Анатолия Банных

Пилот вертолета комментирует воспоминания охотника на архаров, опубликованные в “МК” с “элементами преувеличений и художественного вымысла”

После сообщений 22 июня об объявлении Анатолия Банных и Николая Капранова в федеральный розыск, 24 июня в центральном офисе “Интерфакса” прошла пресс-конференция с разыскиваемыми.

На мероприятии их адвокат Жанна Пронина озвучила позицию стороны защиты — в частности, она сделала заявление, что подаст жалобу на действия следственных органов. По словам адвоката, ее подзащитные не скрываются от следствия, более того, готовы сотрудничать с сотрудниками следственных органов.

Однако, как сообщили altapress.ru в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте, Николай Капранов и Анатолий Банных должны были явиться в следственные органы за предъявлением обвинения в совершении преступления. Но не явились. Поэтому они и были объявлены в федеральный розыск.

[ИА “Атмосфера”, 30.06.2010, “Предъявлено второе обвинение по делу о незаконной охоте на архаров”: По делу о незаконной охоте на архаров, в которой участвовали высокопоставленные чиновники, разбившиеся в вертолете 9 января 2009 года в горах Алтая, предъявлено второе обвинение. Об этом сообщает Алтайское линейное управление внутренних дел на транспорте. «Постановление о привлечении в качестве обвиняемого по ч. 2 ст. 258 УК РФ накануне было предъявлено находящемуся в розыске с 15 июня предпринимателю из Москвы Капранову Николаю Владимировичу. Он добровольно явился в органы предварительного следствия и ознакомился с ранее вынесенным в отношении него постановлением»,— сообщил заместитель Новосибирского следственного отдела Западно-Сибирского СУ на транспорте СК при прокуратуре РФ Дмитрий Антонов. […] Теперь Капранов тоже понесет заслуженное наказание, какое именно, решит суд. Анатолий Банных же, по неофициальным данным, скрылся от суда и следствия, бежав в Испанию. — Врезка К.ру]

После пресс-конференции в газете “Московский комсомолец” появилась статья “Три дня в аду”, где Анатолий Банных изложил свою версию происшедшей авиакатастрофы 9 января 2009 года в Кош-Агачском районе Республики Алтай. […]

Нам стало интересно, что думают по поводу опубликованной “МК” статьи летчики, непосредственные участники поисково-спасательной операции в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Более того, именно борт “Алтайских авиалиний” и обнаружил место крушения вертолета.

Владимир Бартули, командир экипажа Ми-8 “Алтайских авиалиний”:
Я специально распечатал несколько экземпляров статьи. Мы все просто возмущены тем, что изложено в публикации. Это просто бред какой-то! Создается ощущение, что “вспоминал” о трех днях, проведенных на горе Черная, другой человек. Я знаю Анатолия Банных. Но, судя по статье, создается ощущение, что он невменяемый. Может быть, он именно этого и добивается? Чтобы уйти от суда.

В статье перепутано все — начиная от фамилии летчика Пидопригоры (в публикации фамилия летчика Подопригора, — прим. авт.), заканчивая годом происходящего — 2008. Хотя трагедия произошла в 2009 году. Но это, если можно так сказать, “мелочи”.

Что он там про волков “вспоминал”? Подошли, дескать, съели весь провиант и ушли. На фиг волкам (а в той местности, между прочим, не серые, а красные волки) “консервный” паек, когда рядом лежит свежанина — туши архаров? Банных на жалость что ли давит, заставляя людей сочувствовать ему, перенесшему ужасы?!

О каких дровах вспоминает Банных? Все дрова лежали на месте. Никто не жег костров — ни для обогрева, ни для готовки еды. Я это все видел сам, моим глазам свидетели не нужны.

Тогда, 11 января, уже подходил к концу световой день поисково-спасательной операции. Наш вертолет пошел на облет горы Черная. Я увидел внизу, у подножия горы, несколько джипов. Что за джипы — не в курсе, но могу догадываться, что из окружения Банных, так как его персону разыскивали его знакомые и родственники. Как автомобили оказались в приграничной зоне, кто им давал разрешение на посещение приграничной территории — тоже не в моей компетенции. Это у пограничников надо спросить.

Но сверху я увидел, как что-то колышется — впоследствии оказалось, что это полиэтиленовая пленка, которой были накрыты вещи. Я сначала подумал, что там находятся раненые и сообщил, что обнаружено место крушения. А также вызвал на подмогу более мощный борт Ми-8 Сибирского регионального центра МЧС России (Красноярск). Надо было торопиться — солнце уже садилось за горы.

Сам приземлился в 50 метрах — наш бортмеханик выбежал, посмотрел, что под пленкой нет людей. Тут подлетел борт МЧС, экипаж которого стал работать на месте, где находился Анатолий Банных. А мы транслировали в эфир, сколько обнаружено раненых и погибших. Сначала спасатель сообщил, что четыре человека. А потом выяснилось, что трое — пилот Колбин ушел на поиски подмоги.

Тут к нам подъехал и снегоход, который я заметил сверху, когда наш борт завис над “пленкой”. Я так думаю, что снегоход ориентировался по нашему вертолету, куда надо ехать.

В общем, спасатели загрузили найденных на месте катастрофы в свой вертолет, а наш обеспечивал им подсветку — уже ведь было темно, хоть глаз коли. А потом все завертелось — возбудили уголовное дело. Закрыли и — так по кругу.

То, что Банных в статье, не стесняясь, “буровит” — говорят и другие факты. Самый незначительный из них — вес барана, якобы туша аргали весит 50 килограммов. Это ли Толе не знать! Как минимум, архар весит 200 килограммов!

А про аварийный маячок?! Какой это пилот, если (по версии Банных) он не умеет его включать?! Спасатель запустил работающий маяк через две минуты после того, как подошел к вертолету. На борту была еще и работающая рация. Что, ею тоже пилот не умел пользоваться?! И этот пилот, насколько мне известно, успешно продолжает летать в Томском филиале “Газпромавиа”. И не стыдно. Ага, спутниковый телефон у них сел, когда пытались связаться со спасателями. Толя Банных и не умеет пользоваться спутниковым телефоном?! И что он там про ракетницу наплел? Ни одного выстрела не было сделано! Я видел эту ракетницу.

Насчет неприкрытого вранья. Вернемся к дровам. Если бы эти три охапки Банных и Колбин жгли, это бы определил самолет, на котором установлен тепловизор. И этот самолет участвовал в поисково-спасательной операции уже на следующий день после авиакатастрофы.

Также, чтобы быстрее себя обнаружить, у Банных и Колбина была прекрасная возможность что-нибудь поджечь — столб черного дыма заметили бы и в самом Кош-Агаче, и на погранзаставе, и экипажи бортов: видимость в те дни была 20 километров. Догадались бы сразу, что это знак о помощи. Но этого ничего не было. Вывод напрашивается не в пользу Анатолия Банных. Это мое мнение.

А то, что следствие заявляет, что пули в архарах не обнаружены… По-моему, очередная фантазия. Это ж из какого мощного оружия надо стрелять, чтобы все пули прошли навылет? Минимум, из 9-калиберного. Максимум, из пулемета. Но тащить пулемет в приграничную зону… Думаю, на это не каждый решится. Пусть он и Анатолий Банных в компании дежурного по Кремлю.

Я думаю, что после того, как мы увезли раненых с места крушения Ми-171, у тех людей (которые у подножия горы на джипах “сгруппировались”) было время — до приезда бригады следователей — вывезти ненужные предметы с горы Черная.