Независимые прокуроры не помогут

Председатель комитета Совета Федерации Анатолий Лысков предложил создать в России правовой институт независимого прокурора или коллегию уполномоченных прокуроров. Поводом к такому предложению послужил продолжающийся конфликт между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом. Если рассматривать данный конфликт как бюрократическую игру по принципу «кто главнее», то тогда действительно можно полагать, что некий независимый прокурор решит все спорные вопросы. Но в широко обсуждаемом конфликте между Следственным комитетом и Генпрокуратурой есть яблоко раздора. Это дело прокуроров Московской области.

С каждым днем появляется все больше информации о том, как прокуроры городов и районов Московской области вместо выполнения своих непосредственных обязанностей по осуществлению надзора за законностью эту законность втаптывали в грязь. Причем с использованием классических мафиозных методов. По существу надо говорить не о деле прокуроров, а о мафиозной организации прокуроров. Люди, облеченные самыми высокими полномочиями, крышевали один из наиболее грязных теневых бизнесов — подпольные казино, вымогали взятки у предпринимателей и глав районов, фабриковали уголовные дела в отношении тех, кто отказывался платить. И все это при прямом попустительстве высших чинов Генпрокуратуры.

Вспомним, как все начиналось. Глава Серпуховского района Александр Шестун прямо обвинил прокурорских работников Московской области в вымогательстве. Генпрокуратура провела вялую проверку и отказала в возбуждении уголовного дела по явным фактам преступлений, задокументированных Шестуном. При попытках возбудить уголовное дело по данным фактам следователям Следственного комитета было оказано прямое противодействие. Беспрецедентная пресс-конференция руководителей Генпрокуратуры по данному вопросу была верхом цинизма и попрания закона. Два раза приходилось вмешиваться в ситуацию президенту Дмитрию Медведеву. Но и сейчас противодействие следствию не прекращается. Ведь только этим можно объяснить отказ утвердить сделку с правосудием, на которую решил пойти один из главных обвиняемых — прокурор Урумов.

Теперь представим, что в дело вмешался бы независимый прокурор. Думаю, что это никак не изменило бы ситуацию. Ведь независимый Следственный комитет под эгидой президента как раз и создавался для таких независимых расследований. Сколько еще надо насоздавать независимых структур, чтобы обеспечить законность в стране? Дело ведь не в структурных изменениях, а в том, как бороться с организованной преступностью. Нельзя вести эту борьбу руками людей, которые создают мафиозные структуры в своих рядах или ничего не делают для того, чтобы эти структуры вычищать. И это касается не только Генпрокуратуры. Вспомним коррупционные скандалы в МВД, налоговой службе, дело Магнитского.

Дела такого уровня должны быть предметом рассмотрения не неких независимых прокуроров, а Федерального Собрания и Совета безопасности. Помимо правовых решений здесь необходимы решения политические и кадровые.