Причина трагедий – деградация системы управления государством

«Глава МЧС Сергей Шойгу на совещании у президента Медведева доложил о ЧП с Ан-24 после отчета о катастрофе на Волге теплохода «Булгария».

То, что мы читаем в интернете такие новости, – не совпадение.

Причина – деградация системы управления государством, и не только в коррупционной плоскости. В результате административных квазиреформ и переформатирований количество ведомств и чиновников, контролирующих и регулирующих различные сферы деятельности, выросло, а удельная эффективность каждого из них снизилась.

Например, в ситуации с «Булгарией» ответственность распределена между входящими в структуру Минтранса Росморречфлотом и Ространснадзором (в структуре которого существует Госморречнадзор). Как отреагировали профильные ведомства на катастрофу? Цитируем официальные сайты:

«10 июня руководитель Росморречфлота А. Давыденко и заместитель руководителя Росморречфлота В. Вовк прибыли в Казань к месту гибели т/х «Булгария» – это вообще всё, что можно найти на сайте Росморречфлота. У Ространснадзора приводится информация о катастрофе, менее полная, чем у информагентств, и сообщается, что «на месте происшествия работает заместитель руководителя Ространснадзора В.А. Попов». Вот так. Даже не глава ведомства Александр Касьянов (который, кстати, занял это кресло только весной: его предшественник Курзенков был уволен после теракта в «Домодедове»).

И потом – что значит «работает на месте»? «Булгария» уже утонула. При этом, по заявлению того же Минтранса, она проходила плановый осмотр и была признана вполне себе годной. Между тем, по свидетельству того же официального сайта Ространснадзора, «за отчетный период (со 2 по 8 июля) сотрудники Управления государственного морского и речного надзора и территориальных органов Госморречнадзора провели 734 инспекторские проверки <…>. Выявлено 448 нарушений. Выдано 163 предписания. <…> Привлечено к административной ответственности 122 должностных лица, наложено штрафов по протоколам прямого действия на сумму 109 тысяч рублей, судебными органами наложено штрафов на сумму 104,5 тысячи рублей».

Работают люди не покладая рук. Какие могут быть претензии?

Кстати, видел ли кто из вас комментарии г-на Давыденко или г-на Попова если не по телевизору, то хотя бы в интернете? Я лично – нет. Информационный фон заполнен сотрудниками МЧС: столько-то плавсредств, столько-то водолазов, столько-то самолетов – уверенно рапортует телеящик. И возникает странное ощущение, будто репортаж ведется с операции по спасению людей (как, например, чилийских шахтеров). Хотя все прекрасно знают: задача-максимум – достать из воды тела погибших. При этом к спасателям никаких вопросов быть не может. Они честно выполняют свою работу, хотя спасать уже некого. И к телевизионщикам, собственно, вопросов нет: они же исполнители. Вопрос – к картинке, к тем, кто ее заказывает. Мы чего хотим: чтобы результаты катастроф эффектно ликвидировали под камеры или, все же, чтобы люди не погибали?