О поражении американских радикалов

Старший преподаватель кафедры сравнительной политологии Павел Демидов — о поражении американских радикалов.

Логичной реакцией на ускорение процессов глобализации и падение уровня жизни вследствие мирового финансового кризиса стал рост радикальных настроений в развитых странах. Так произошло и в США, где системные радикалы объединились под зонтичным брендом «Чайная партия». Однако пик подобных настроений в Америке, как и во всем мире, похоже, позади.

На прошлой неделе в США случилось неожиданное событие: о своем нежелании баллотироваться на новый срок — а значит, об уходе из большой политики — заявила конгрессмен Мишель Бахман. Эта малоизвестная среднестатистическому россиянину деятельница Республиканской партии США обрела всеамериканскую известность как основательница депутатской группы («кокуса») Чайной партии в Конгрессе США. Став одним из лидеров Чайной партии, в 2011 году Мишель Бахман предприняла попытку номинироваться в президенты США от республиканцев, однако уже после первых праймериз сняла свою кандидатуру.

Американским избирателям она запомнилась огромным количеством ляпов и оговорок — например, 18 августа 2011 года она призвала США не сдавать позиции, поскольку в современном мире набирают силу Китай, Индия и Советский Союз. Эта оговорка показательна. Бахман является идеальным воплощением радикала, одержимого поиском врагов и простых дефиниций. Зачем говорить о сложном многополярном глобальном мире, в котором сосуществуют разнонаправленные процессы и тенденции? Проще найти внешнеполитического врага там, где он находился более 50 лет, — в Советском Союзе (ну, или как он там теперь называется). Однако внешнего врага может быть мало. Естественным внутренним врагом оказался президент Обама и его сверхлиберальные инициативы: большее участие государства в экономике, реформа здравоохранения, поддержка гомосексуальных браков и т. д.

Радикализм Чайной партии позволил республиканцам встряхнуть свой ядерный электорат и победить на промежуточных выборах в Конгресс 2010 года. Но Барак Обама смог показать, что его оппоненты не готовы к компромиссам. Очевидной демонстрацией неготовности республиканцев договариваться стало политическое противостояние лета 2011 года по вопросу повышения потолка государственного долга, что впервые к истории США привело к снижению кредитного рейтинга страны. Главной проблемой республиканцев избиратель посчитал именно неспособность договариваться. Неудивительно, что в 2012 году американские избиратели в ходе праймериз предпочли многочисленным неуступчивым консерваторам центриста Митта Ромни, а когда тот пошел на поводу у активистов и идеологов Чайной партии, американцы поддержали Барака Обаму. Более того, республиканцы не сумели даже получить большинство в Сенате, которое по всем прогнозам было им обеспечено.

Однако Чайная партия, которая, как любое радикальное движение, обладает низкой способностью к саморефлексии, обвинила в провале не излишний радикализм своих сторонников, а недостаточную принципиальность других республиканцев. Не смещаться к центру, а продолжать идти направо — вот путь к победе. И никаких компромиссов: сегодня, согласно опросам, три четверти сторонников Чайной партии предпочтут консервативного кандидата, который, скорее всего, проиграет, более умеренному кандидату, вероятность победы которого велика. Такой самоубийственный радикализм Чайной партии приводит к тому, что сегодня, согласно опросам Гэллапа, доля американцев, определяющих себя как «экономические консерваторы», является самой низкой за последние пять лет, тогда как доля «социальных либералов» стала крупнейшей за всю историю опросов.

Вероятно, Мишель Бахман обладает неплохим чутьем на тренды. Когда-то она одной из первых присоединилась к Чайной партии, сегодня она одной из первых покидает политику, в которой у Чайной партии остается все меньше шансов на выживание. Увлечение радикализмом проходит во всем мире — пройдет оно и в США.