Партии передрались за голоса националистического электората
В России – всплеск националистических настроений. Социологические исследования фиксируют рекорды. По данным «Левада-центра», почти вдвое — с 25% до 47% (с 2002 года) — выросло число граждан, считающих причиной национализма «вызывающее поведение представителей иных национальностей». За «Россию для русских» охотно высказываются 20% населения, которые чувствуют «враждебность к представителям других национальностей». 52% опрошенных уверены: число разделяющих националистические лозунги все время растет.
В прокуратуре Москвы утверждают, что 25% столичных старшеклассников одобряют действия националистически настроенных сверстников. А недавно в СМИ попали данные закрытого соцопроса, заказанного мэрией Москвы. Из него следует, что 35% жителей столицы в той или иной мере поддерживают националистов.
Этими настроениями спешат воспользоваться политики.
КПРФ за полтора месяца до выборов в Госдуму вспомнила о советской «пятой графе» – национальность – в документах граждан. Ее предлагается вернуть в метрики и заполнять по желанию. «Российская Федерация – это прежде всего государство русского народа и других народов», – заявил секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, доктор политических наук и депутат Госдумы. «Вообще это технический вопрос, исходящий из того, что должен закреплен быть уровень, государственно-правовой, русского народа», – объяснил коммунист программный тезис. Среди других положений предвыборной программы коммунисты называют выравнивание статуса республик и регионов.
Сайт КПРФ цитирует лидера Геннадия Зюганова, который назвал программу партии способом «защиты и поддержки русского государствообразующего народа». «Русские в своей истории создали могучее государство. Под свои знамена они собрали 180 народов и народностей… Сегодня это объединение подвергается огромной опасности внутреннего раскола», – декларирует Зюганов.
Традиционно ориентированная на национальный вопрос ЛДПР на этот раз зашла максимально далеко и выдвинула красноречивый предвыборный лозунг «За русских!» Лидер партии Владимир Жириновский озвучил его на открытии 23-го съезда ЛДПР в Москве. «Главным стержнем и двигателем, который вместе с другими народами создал это государство, был русский народ», – заявил Жириновский. «Мы хотим объяснить, что в истории России главную роль пришлось выполнять русскому народу», – сказал лидер ЛДПР, пояснив, что речь идет о русских «не по рождению, а по самоощущению». По его мнению, «русские оказались в зоне дискриминации».
«Справедливая Россия» тоже аккуратно пристраивается к политическому мейнстриму. Лидер «эсеров» Сергей Миронов опубликовал в «Литературной газете» статью «Вселенная по имени Россия», посвященную национальному вопросу. «Русские – самый угнетенный народ и самый вымирающий, – заявил позже господин Миронов. – Это абсолютно несправедливо. Русский язык – скрепа, которая скрепляет все наше многонациональное государство, а базируется государство и все национальные культуры на великой русской культуре. Мы должны как минимум это артикулировать и говорить, потому что кто-то стесняется об этом говорить».
Ну и, конечно, на голоса националистов претендует путинский «Народный фронт». Как известно, «фронт» собирается принять в свои ряды основателя Конгресса русских общин Дмитрия Рогозина. Политик уже призвал своих сторонников голосовать за Путина. «Хватит мерзнуть на «русских маршах». Пора перебираться в кабинеты, где принимаются стратегические решения о будущем страны», — заявил Рогозин.
Как повлияют голоса националистов на исход выборов в Госдуму, рассуждает президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.
«СП»: – Владимир Валерианович, насколько сильны националистические настроения в обществе?
– Электоральными националистами у нас готовы быть до трети населения. Если сейчас провести относительно свободные выборы, с участием зарегистрированных националистических партий, они могли бы претендовать на 35-40% голосов. При этом одной наци-партией дело бы не ограничилось – появились бы две-три, отличающиеся по степени радикализма и умеренности, и по ориентации – на империю или этнический национализм (это сейчас важнейшее разделение внутри русского национализма). Кроме того, они бы конкурировали между собой по линии вождей, потому что единого общепризнанного лидера у националистов нет.
Что касается нынешней ситуации, КПРФ стоит на позициях левонационалистической партии. Она умеренно-левая, и умеренно-националистическая – если судить по настроениям большей части ее избирателей. Думаю, в случае возникновения других националистических партий, у коммунистов сильно поубавилось бы голосов.
«СП»: – Разве ЛДПР сейчас не оттягивает эти голоса?
– ЛДПР не является националистической партией. Это частное предприятие Владимира Жириновского, и использует те лозунги, которые в данный момент выгодны. Опять же, в случае возникновения реальной националистической партии, либерал-демократы, скорее всего, не прошли бы в Госдуму. Сейчас ЛДПР проходит в парламент даже в случае проведения честных выборов. А уж при нынешних избирательных порядках – проходит наверняка. Ей, если надо, добавят голосов, потому что ЛДПР играет роль балансира в нынешней политической системе, она – один из важных ее элементов.
«СП»: – А «Народный фронт»? Насколько реален его альянс с Рогозиным?
– Конгресс русских общин Рогозина не окончательно договорился с «Народным фронтом» и «Единой Россией». Хотя, видимо, пара необъявленных кандидатов Конгресса включены в списки «ЕдРа» – возможно, даже на проходные места. Вообще, в списках «Единой России» есть люди, которых можно считать националистами. Но для единоросов-националистов главное – лояльность власти, и только потом националистические взгляды. Как известно, у «членов «Единой России» взгляды могут быть любые, но голосовать они должны одинаково – как прикажет замглавы президентской администрации Владислав Сурков.
«СП»: – Сегодня мы видим, что все партии решили поиграть на националистских струнках. На прошлых парламентских выборах тоже так было?
– Сейчас это более заметно. Националистическая карта активно разыгрывалась в 2003-м году, когда на выборы шел блок «Родина». Тогда КПРФ, заметив в «Родине» соперника, всячески старалась подчеркнуть уклон в национализм, а ЛДПР выступала с лозунгом «Мы за бедных, мы за русских!»
Надо сказать, именно с 2003 года начался дрейф КПРФ в сторону национализма. До этого, с середины 1990-х, компартия казалась цивилизованной левой партией, которая задвинула подальше и коммунизм, и национализм.
«СП»: – Заигрывание с националистами даст большую электоральную прибавку?
– Прибавка писана вилами по воде. И коммунистам, и жириновцам глава ЦИК Владимир Чуров запишет столько голосов, сколько скажет Сурков. По моим прикидкам – 8% ЛДПР, 12-14% – коммунистам. Это, конечно, не будет иметь отношения к реальности. Но жестко детерминированными выборы будут не вечно. Может быть, в будущем этот диктат администрации ослабнет, и симпатии националистов пригодятся.
«СП»: – Идеологи «Русского марша» выдвигают установку: голосовать на выборах 4 декабря за любую партию, кроме «Единой России»…
– Это линия далеко не всех организаторов «марша». Так считают члены группировки Навального, и ряда других, примкнувших к нему группировок.
«СП»: – Такая тактика может осложнить жизнь «Единой России»?
– Может – не «Единой России», а ее хозяевам. Эта тактика осложняет фальсификацию. Одно дело – фальсифицировать 10-20% голосов, и другое – приписать 40% «Единой России». Для облегчения фальсификаций много сделано, например, не все голоса будут учитываться реальными бюллетенями – часть граждан проголосуют с помощью системы ГАС «Выборы». Но по сути, ситуация выглядит так: с одной стороны, механизм фальсификаций отработан до блеска, с другой – предложена новая технология противостояния. Вскрытие избирательных урн 4 декабря покажет, насколько она эффективна.
Впрочем, факт, что против Навального ведется кампания – на днях опубликовали его почтовые архивы, и это только начало – говорит о том, что такой тактики власти боятся.
«СП»: – Получается, у «Народного фронта», меньше всех шансов при разделе пирога националистических голосов?
– «Народный фронт» и «Единая Россия» – это, по сути, одна и та же структура. Просто во «фронте» представлены кланы, которые не дружат с Сурковым. «Народный фронт» можно сбросить со счетов. Это временный проект, от которого уже сейчас начинают отказываться.
Способна ли «Единая Россия» оттянуть голоса националистов? В принципе, да. Ввиду отсутствия нормальных националистических партий, голоса националистов всегда распределялись между КПРФ, ЛДПР и «Единой Россией». За «единоросов» голосуют имперские националисты, и умеренно-имперские. Другими словами, те, кто видит в Путине воплощение царской империи или советской, и потому голосуют за его партию. Хотя, на мой взгляд, Путин и «Единая Россия» – это слабый диктатор и аморфная партия.
«СП»: – После выборов националистическая риторика усилится или ослабнет?
– Есть некоторые различия в тактике межу вождями «Единой России». Очевидно, Медведев не склонен к политике в националистическом духе, а Путин – склонен. Но нельзя сказать заранее, какая линия победит…
Из досье «СП»
Сейчас в России представлены все 4 типа постсоветского национализма: «гражданский», «этнический», «советский» и «великодержавный».