Сергей Кургинян: актеру Путину нужна новая пьеса
Политолог и театральный режиссер Сергей Кургинян о том, по законам какого театра играет актер Владимир Путин, почему он утомил публику и находится в состоянии внутреннего смятения, и как верхи и низы будут реагировать на новую политическую реальность, которая сложилась в России после выборов
Сергей Кургинян – телеведущий, политолог, театральный режиссер, глава Международного общественного фонда “Экспериментальный творческий центр”, считает, что Владимир Путин в последние месяцы находится во внутреннем смятении, потому что прежние приемы больше уже не работают.
Дед Кургиняна, белый офицер, перешел к красным и был расстрелян в 1937-м году. Будущий идеолог оппозиции и создатель концепции «сверхмодерна» в советское время работал геофизиком, параллельно создал театр «На досках», а с 1980-х годов занимался анализом политических процессов.
В 1993 году Кургинян был советником главы Верховного совета России Р.И. Хасбулатова, и пытался остановить марш сторонников ВС на Останкино как провокационный.
В 2010 году был соведущим телепрограммы Пятого канала «Суд времени», которая затрагивала многие темы, табуированные на российском телевидении, и в конце концов была снята с эфира. Совместно с Николаем Сванидзе является соведущим телепрограммы «Исторический процесс» на телеканале «Россия».
«Путин находится во внутреннем смятении, и это понятно, – сказал Кургинян в интервью Piter.tv. – Путин все еще играет по законам театра «Современник», но ему нужны новая роль, новый сценарий, новый внутренний аппарат исполнения, новая пьеса. Та, что сейчас, уже не работает, в ней он слишком ожидаем, слишком предсказуем. В момент, когда он появился, он был неожиданным, и вот эти его краски а-ля «Современник» – откусить огурец, сказать «замочим в сортире» и так далее, они очень сильно воздействовали на тогдашнюю русскую душу. Но нельзя одни и те же приемы эксплуатировать много лет».
Как верхи и низы будут реагировать на новую политическую реальность после выборов 4 декабря?
«Есть страшный враг существующего в сегодняшней России порядка вещей, и он называется реальность. Реальность после 4 декабря совершенно новая, и как-то Путин с ней сообразоваться должен. Нельзя быть и через 11 лет президентом надежд. Я понимаю, ему очень не хочется, ему хочется сохранить центристское статус-кво, основанное на сочетании патриотизма и благополучия верхов, но мне кажется, что этот политический язык исчерпан…Любой политик на его месте бы задумался, и либо предпринял бы судорожные действия с силовой доминантой – стратегически абсолютно неэффективные – либо занялся бы сменой опорной группы, сменой политического класса, на который он опирается. Если этого не сделать, все приобретет характер конвульсии»
«Жириновский разыгрывает коммедию дель арте, на шекспировскую пьесу он никогда не замахивался. Его волновали такие авторы, как Мольер, а Путин, когда взял власть, оказался на территории, про которую говорят, что здесь кончается искусство, и дышат почва и судьба. Подобные жанры требуют человека до конца, подобного рода жанры по определению трагичны. К Путину и другой счет, и другая плата за участие в этой пьесе».