“Завтра”: идеальные любовники
Долгая, как дорога в дюнах, история с Pussy Riot рано или поздно закончится. Вердикт суда окажется сигналом способности или неспособности власти России противостоять волку в шкуре искусства. Неслучайно, судьба «девочек» для «рукопожатных» СМИ всё равно что сдувшийся футбольный мяч теперь. Погоняют еще, но куда важнее другой вопрос.
К делу пристегнули заезжих за «деревянным» рублем модных гастролеров. Те напялили майки, буркнули на английский манер: Free Pussy Riot! долг, как говорится, платежом красен. Сообщения-молнии: кто из западной общественности еще выступил в защиту Pussy Riot, пробивают небо над Москвою. «Рукопожатные» СМИ снова горой на Путина пошли. Только Путин не «кровавая гэбня» теперь. «Государь». А кто захочет быть «государевым»? Призадумались. Взялись стращать аборигенов, так нынче принято называть русский народ, средневековой тьмою. Дыба, мол, как раз из тьмы – орудие Православия, «Kill Kirill» пока не поздно. Народ безмолвствует. И где-то в катакомбах сознания приютились, попритихли волки в шкуре искусства. Искусства определяющего. Актуального.
Два идеолога актуального искусства как два брата из русской сказки. Один умный, а другой – дурак. Дурак – Марат Гельман. Креатура власти, политтехнолог, Общественная палата России созыва 2010 года, распил, откат, паучья сеть галерей актуального искусства по задыхающимся городам провинциальной России. Только галереи актуального искусства мух не ловят уже. Кризис, офисный планктон оккупаем взвинчен, олигархи за актуалку ломаного гроша не дают, «бюджет» хвост поприжал. Едва грянул гром, как г-н Гельман от Pussy Riot открестился.
Другой идеолог актуального искусства – умный. Это – Екатерина Дёготь. Куратор, искусствовед, шеф-редактор отдела искусства сайта OPENSPACE.RU (культура в России и за рубежом). Едва грянул гром, как г-жа Дёготь встала на защиту Pussy Riot, не побрезговала снизойти с высот гранд-дамы искусства XXI века до интервью с пострадавшей за дело «девочек» Таисии Круговых. Месседж – для волка в шкуре искусства все средства хороши. Будь то не совсем здоровая девушка Таисия Круговых, будь то прожженные на «Войне» «бешеные матки»… каждая из них в стратегии актуального искусства – «мясо». Лет тысячу назад «мясом» таким были кошки. Персы брали кошек на руки и шли победоносным походом на могущественный Египет.
Фишка стратегии – жесткое продавливание в России квира в блескучей обёртке искусствоведческих фраз. «Стадиальное движение искусства», «музей как институция, поиск новых коммуникативных связей», «вхождение в мир гетеронормативности в качестве экзотического, сексапильного и коммерчески привлекательного «другого»…» Как мотыльки на огонь слетаются на слова столь необыкновенные не только юноши и девушки со «смешенным расстройством личности». Такие зашивают себе рот суровой ниткой, прибивают себя к кресту, засаживают себя в клетки перед залом Хамовнического суда. Чем бы дитя ни тешилось… Директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева, далеко не дитя, готовит Третьяковку под площадку для завуалированного квира.
Квир (англ. queer — «странный», «чудной», «пидор») — цитирую Википедию – термин для обозначения всего отличного от гетеронормативной модели поведения. Задача квир-эстетики – сбить последние скрепы, что еще держат человека в обличии человека, а государство – в форме традиционного государства. Демонстрация «Запретного искусства» в Сахаровском центре – это завуалированный квир. Объявление редакцией OPENSPACE.RU Сергея Пахотина победителем конкурса «Нравы и обычаи русского народа» за «болезненный» фоторепортаж «Великорецкий крестный ход» – это завуалированный квир. Pussy Riot – это завуалированный квир. Политическое содержание эстетики квира принято по умолчанию как «шпионское».
Туманность быстро слетела, едва Россия заговорила о «законопроекте против пропаганды гомосексуализма». Раздел искусства OPENSPACE.RU отреагировал художественным произведением, «пропагандирующим отказ от власти сексуальной нормы»:
В ход пошли высокие рассуждения о «гламурной гей-эстетики». Решили, что такая хоть и легимитизирует ЛГБТ «в качестве наследников Оскара Уайльда», но не совсем квир. Квир – что попроще. Вот предельно незатейливая работа Феликса Гонзалес-Торреса под названием «Идеальные любовники» – лучший пример квира:
Объяснение такое: «Здесь два одинаковых циферблата заявляют о своем праве быть ненормативными, не прибегая к экзотизированной эстетике. И ненормативность здесь — парадоксальным образом в одинаковости, равенстве, в неподчинении «норме подчинения» одного другому». Заметим, Феликс Гонзалес-Торрес, основатель «искусства 1990-х», «искусства прямого действия и открытой коммуникации» стал культовой фигурой в США в 1996 году, после своей ранней смерти от СПИДа. Кроме того, OPENSPACE.RU объявил конкурс на произведения, что критикуют «биологическую идентичность» и попросил присылать фотографии, картины, в которых «выражается политическое представление о разрушении нормы как карательной институции».
Участники конкурса тут как тут. Евгения Белорусец представила свою версию «идеальных любовников». Серия фоторабот называется «Пустая комната», где «пустота оказалась лишь громким словом, за которым скрывается надежда раз и навсегда оторваться от родительской опеки, не испытывать мучительную потребность вновь и вновь находить свое место в кругу родственников, нежных и любящих когда-то, а с определенного момента принявших на себя роль суровых инквизиторов и блюстителей нравов».
Похоже, светская часть общества готова принять квир-эстетику, как мать родную. (Идеологи актуального искусства не без основания подметили, что всех этих Рафаэлей, Ивановых, Васнецовых современный человек не считывает.) Только вот тормозит консерватизм РПЦ. Под сурдинку нагнетания истерии вокруг Pussy Riot, прорыва к патриарху больной на всё актуальное искусство FEMEN интеллектуал Григорий Ревзин устроил на OPENSPACE.RU голосование: «А вы устали от попов?» Известный русофоб не на шутку обеспокоен тем фактом, что «в последнем докладе Госдепа США Россия была поставлена в один ряд со странами, где ущемляются религиозные свободы», но Госдеп забыл при этом принять во внимание сонм атеистов, подвергающийся изуверской «дискриминации в России».
На «Войне», как на войне. «Рукопожатные» СМИ вынуждены, уже лениво правда, стенать по Pussy Riot. «Прям смешно! – еще смеются на «Эхо Москвы». – Милые, несмышленые «девочки» пошалили, а уж полгода за решеткой томятся! Прям мракобесие какое-то! Русский народ-богоносец как был язычником, так им и остался».
Шалости милых-несмышленых «девочек»:
Не вмешиваться же свиному рылу государства, а уж тем более РПЦ! в дела актуального искусства! Таково кредо охранителей и идеологов актуального искусства:
2 августа 2012 года дело Pussy Riot наряду с положением дел в Сирии премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обсудил с Президентом РФ Владимиром Путиным (по сообщениям СМИ). Хрен бы с ними, «девочками». На кону другой вопрос: быть или не быть русскому человеку в отдельности, государству Россия в целом, говоря языком актуального искусства, – queer. Квир. Странным, чудным, пидором.